05.07.2012 - Зарплата в "конвертах" - жди налоговой проверки

В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Вместе с тем существуют определенные категории субъектов предпринимательской деятельности, которые в целях сокрытия доходов и минимизации налоговых обязательств выплачивают заработную плату "в конвертах" либо выплачивают ее в размере ниже уровня бюджета прожиточного минимума.

В связи с этим вопросы, касающиеся соблюдения нанимателями законодательства о труде и занятости населения в части оформления трудовых отношений, начисления и выплаты заработной платы работникам, остаются актуальными и в настоящее время. В целях предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с теневым оборотом денежных средств (в том числе выявления и предотвращения выплаты заработной платы "в конвертах"), Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с заинтересованными министерствами в 2010 г. разработана и выполняется система мер по сокращению налоговых правонарушений субъектами предпринимательской деятельности и совершенствованию законодательства в отдельных сферах деятельности. Советом Министров Республики Беларусь утверждена Программа деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на 2010 - 2011 гг., в том числе по вопросам, касающимся выплаты заработной платы.
Для обеспечения выполнения поставленных перед налоговыми органами задач Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его структурными подразделениями на постоянной основе ведется работа, направленная на повышение налоговой культуры плательщиков, а также проводится ряд мероприятий, направленных на выявление фактов выплаты нанимателем заработной платы "в конвертах", недопущение подобных нарушений впоследствии. В частности, на основании имеющейся в налоговых органах информации анализируется уровень сложившейся среднемесячной заработной платы на одного работника организации, индивидуального предпринимателя в сопоставлении с прожиточным минимумом по республике, а также среднемесячной заработной платой по отраслям экономики и в разрезе территориальных регионов республики. Результаты проведенного анализа систематизируются и используются при планировании контрольной деятельности и мероприятий по предупреждению указанных нарушений.

В результате проведенной работы налоговых органов в данном направлении в целом по республике в первом полугодии 2010 г. выявлено 914 случаев нарушений нанимателями законодательства о труде и заработной плате. С целью сокрытия реальных размеров доходов (источника выплаты заработной платы "в конвертах") нарушения законодательства допускаются в основном субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими услуги населению, осуществляющими деятельность в сфере оптовой торговли и строительства, а также - производства отдельных видов продукции.

Так, например, инспекцией МНС по г. Минску в первом полугодии 2010 г. проведен анализ деятельности 4074 организаций, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, в которых размер среднемесячной заработной платы работников по состоянию на 1 апреля 2010 г. не превышал 400 тыс.руб.
В результате установлено, что из них:
2003 организации осуществляли деятельность в сфере торговли (49%);
462 организации - в сфере производства (11%);
271 организация - в сфере строительства (7%);
221 организация - в сфере оказания услуг (5%).

Кроме того, из данного перечня:
1836 организаций имели убытки;
109 организаций взаимодействовали с субъектами, имеющими признаки лжепредпринимательской деятельности.
К основным нарушениям, влекущим недопоступление в бюджет налоговых платежей (в частности, подоходного налога), относятся:
- невыплата заработной платы и ее выплата в размере ниже минимально гарантированного уровня;
- прием физических лиц на работу без заключения договоров;
- выплата зарплаты без отражения в регистрах бухгалтерского учета;
- привлечение индивидуальными предпринимателями к трудовой деятельности в качестве наемных работников более трех человек, не являющихся близкими родственниками или членами семьи.

Так, за указанный период налоговыми органами выявлено 67 субъектов хозяйствования, не выплативших заработную плату, и 58 субъектов, выплативших заработную плату ниже минимально гарантированного уровня.
Факты привлечения к труду в качестве наемных работников лиц, не являющихся близкими родственниками или членами семьи, выявлены у 332 индивидуальных предпринимателей. Сумма изъятого дохода от незаконной деятельности составила 505,9 млн.руб. За допущенные нарушения к 208 субъектам применена административная ответственность в виде наложения штрафа на общую сумму 170,4 млн.руб.

В ходе проведения проверок выявлено 64 субъекта предпринимательской деятельности, которые не заключали в письменной форме трудовые (гражданско-правовые) договоры с наемными работниками. По результатам указанных проверок в бюджет доначислено 23,4 млн.руб., в том числе подоходного налога - 15,4 млн.руб.

При проведении контрольных мероприятий выявлено 199 субъектов хозяйствования, осуществляющих выплаты гражданам заработной платы без их отражения в регистрах бухгалтерского учета. По результатам таких проверок дополнительно предъявлено к уплате в бюджет 389,2 млн.руб., в том числе подоходного налога - 289,4 млн.руб.
Так, например, нарушения законодательства в части трудовых отношений и выплаты заработной платы допускались следующими субъектами предпринимательства.

В течение периода времени с 1 сентября 2007 г. по 30 апреля 2010 г. не начислялась и не выплачивалась заработная плата работникам в крестьянском (фермерском) хозяйстве "Саковец В.И." (Минская обл.). Информация об указанных фактах направлена в структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В ходе проведения проверки ОДО "Лучеса-Строй" (Городокский р-н) установлено, что директором предприятия в 2008 г. и 2009 г. для выполнения различных неквалифицированных работ принимались на работу люди без оформления соответствующих документов и записи в трудовой книжке. Выплата заработной платы указанным рабочим производилась непосредственно директором "из рук в руки". По результатам проверки общества доначислено в бюджет 2,8 млн.руб., в том числе подоходный налог в сумме 1,9 млн.руб.

При проведении проверок ЧТУП "Автотранспуть-Сокол" и ЧПУП "Понятовский" (Гомельская обл.) установлена выплата заработной платы ниже минимально гарантированного уровня. Информация о выявленном нарушении законодательства направлена в Жлобинскую межрайонную инспекцию труда. Директору ЧТУП "Автотранспуть-Сокол" направлено требование на представление декларации (расчета) о доходах и имуществе.
В ходе внеплановой проверки ООО "Юта-Сервис" (Гомельская обл.) установлена просроченная кредиторская задолженность по заработной плате на дату проведения проверки в сумме 55,5 млн.руб., образовавшаяся за октябрь - декабрь 2009 г. Инспекцией МНС по Мозырскому району направлено сообщение о нарушении законодательства о труде в Мозырскую межрайонную инспекцию труда.

Выездной проверкой ООО "Светлогорский проектный институт химической технологии и автоматизации" (Гомельская обл.) установлена задолженность по заработной плате в сумме 39,5 млн.руб., начисленной и не выплаченной за февраль 2010 г. работникам предприятия.
В ходе проверок ООО "Фрутреал" и ООО "Славин" (Витебская обл.) были выявлены физические лица, не состоящие в штате предприятия, которым производились выплаты заработной платы, но трудовые отношения с которыми не оформлялись. С сумм заработной платы физических лиц, полученных в денежном выражении за выполнение трудовых обязанностей и не отраженных в бухгалтерских документах (заработная плата в "конвертах") указанных предприятий, исчислен подоходный налог в сумме 129,5 млн.руб., в том числе ООО "Фрутреал" - 91,2 млн.руб. и ООО "Славин" - 38,3 млн.руб. Всего с учетом пени предъявлено к уплате соответственно 126,1 млн.руб. и 54,9 млн.руб.

С целью выявления возможных схем сокрытия доходов, являющихся источником выплаты заработной платы "в конвертах", налоговыми органами проводится ряд контрольных мероприятий в отношении должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности, индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения выплаты заработной платы. В частности, налоговыми органами анализируется информация баз данных, имеющаяся в инспекциях, а также информация, поступающая от других компетентных государственных органов и организаций. В результате анализа и сопоставления показателей о доходах и расходах физических лиц, работающих на предприятиях, организациях, допустивших нарушения выплаты заработной платы, а также у руководителей данных субъектов предпринимательства выявляются факты превышения расходов над доходами.

Так, из 657 физических лиц, представивших в первом полугодии 2010 г. по требованию налоговых органов декларации (расчеты) о доходах и имуществе, об источниках денежных средств, у 194 выявлен факт превышения расходов над доходами. По результатам указанных мероприятий сумма дополнительных поступлений в бюджет составила 212,2 млн.руб.
Имеют место факты, когда должностные лица, получающие согласно данным бухгалтерского учета заработную плату ниже бюджета прожиточного минимума, неоднократно осуществляют сделки по покупке и продаже объектов недвижимости и транспортных средств.

В целях предупреждения указанных нарушений налоговыми органами проводится разъяснительная работа по вопросам соблюдения законодательства о труде и заработной плате, до населения доводится информация о последствиях получения заработной платы "в конвертах" для тех, кто ее получает, и мерах ответственности к субъектам предпринимательской деятельности, производящим выплаты заработной платы "в конвертах", а также информация об уровне заработной платы в разрезе регионов и отраслей. Указанная информация доводится до плательщиков при представлении ежемесячных и квартальных налоговых деклараций (расчетов) и в ходе проведения контрольных мероприятий, а также размещается на стендах в инспекциях МНС, в общественных местах (на рынках, в торговых центрах, в отделениях банков, в почтовых отделениях, в общественном транспорте). Для оперативного и своевременного доведения информации о результатах контрольной работы по вопросу соблюдения законодательства о труде и заработной плате, о негативных последствиях выплаты заработной платы в "конвертах" используются средства массовой информации, проводятся семинары, встречи, беседы и другие мероприятия.

Разработан и доведен до всех налоговых инспекций план работы по предотвращению фактов выплаты заработной платы "в конвертах". Систематизированы и доведены до районных инспекций сведения Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения и инспекции МНС по Гомельской области о субъектах хозяйствования, выплачивающих заработную плату ниже установленного уровня бюджета прожиточного минимума и отраслевого уровня. На основании полученных сведений в районных инспекциях определены "группы риска" для проведения дальнейшей разъяснительной работы и контрольных мероприятий. По данному вопросу в районах проведены рабочие встречи с представителями местной администрации, прокуратуры, контролирующих органов. С руководителями и учредителями организаций "группы риска" проведены адресные встречи, вручены письменные предупреждения о недопустимости нарушений при выплате заработной платы и использовании неучтенных наемных лиц.

На особом контроле налоговых органов находятся заявления и обращения граждан, информирующих о нарушениях нанимателями законодательства, регулирующего трудовые отношения и вопросы начисления и выплаты заработной платы.


"Главная книга.by", 2011, N 03

КАК НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРОВОДЯТ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ

Е.Е.ШПАКОВА,
специалист центра
бухгалтерской аналитики
ООО "ЮрСпектр"

Подписано в печать 28.01.2011

Выездная проверка, проводимая налоговыми органами, - это всегда серьезное испытание для проверяемого субъекта. И не только из-за возможных финансовых последствий, но и потому, что такая проверка зачастую связана с продолжительным присутствием на территории организации должностных лиц налогового органа. Зная, чего ожидать от проверяющих, представители проверяемого субъекта смогут выбрать правильную тактику поведения в различных ситуациях, возникающих в ходе проверки. Рассмотрим основные моменты, которые следует иметь в виду организациям, чтобы максимально защитить свои интересы при проведении налоговыми органами выездной проверки.

Кем и где проводится выездная проверка

Порядок проведения налоговыми органами проверок, в том числе выездных, регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК), Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ), а также Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом (далее - Положение).
Выездные проверки - это одно из средств контроля за исполнением субъектами хозяйствования налогового и иного законодательства в пределах полномочий налоговых органов (п. 1 ст. 64 НК).
Проверка в зависимости от того, включена ли она в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (п. 6, 9 Указа), может быть плановой или внеплановой.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    Подробно  о  планировании проверок см.: Контроль по новым правилам //¦
¦КонсультантЭкспресс. Аналитика. 2010. N 6                                ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Обычно выездную проверку проводят работники налоговой инспекции, в которой плательщик состоит на учете (ч. 2 п. 1 ст. 71 НК). Вместе с тем из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, исходя из норм ч. 2 п. 2 ст. 71-1 НК, налоговая инспекция в рамках плановой проверки состоящего у нее на учете плательщика может провести встречную проверку другого плательщика, состоящего на учете в ином налоговом органе, но в пределах одного населенного пункта. В рамках плановой проверки организации налоговый орган может также провести плановую проверку ее обособленного подразделения, в том числе состоящего на учете в другом налоговом органе (ч. 2 п. 8 Указа).
Помимо этого в выездной проверке, назначенной вышестоящим налоговым органом, могут принимать участие должностные лица нижестоящих налоговых органов.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Со   структурой   налоговых   органов   Республики   Беларусь   можно¦
¦ознакомиться  на  официальном  сайте  Министерства  по  налогам  и сборам¦
¦Республики Беларусь (www.nalog.by)                                       ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Если организация, которую запланировано проверить, изменит место нахождения и постановки на налоговый учет, ее будет проверять налоговая инспекция, на учет в которую организация перейдет. В координационный план контрольной (надзорной) деятельности будут внесены соответствующие изменения (ч. 2 п. 13 Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 N 94 (далее - Порядок).
Проверяемым субъектам низкой группы риска следует иметь в виду, что неоднократные (два и более раза) снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах в течение трех лет влекут изменение группы риска для целей назначения плановых проверок с низкой на среднюю (Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждены Указом).
Чаще всего выездная проверка проводится должностными лицами налоговых органов по месту нахождения организации.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Проверяемый   субъект   обязан  предоставить  проверяющим  помещение,¦
¦пригодное для проведения проверки (при его наличии) (подп. 1.6 ст. 22 НК,¦
¦п. 8 Положения)                                                          ¦
L--------------------------------------------------------------------------

При отсутствии возможности разместить работников налогового органа, несовпадении режимов работы либо ввиду других причин проверяющие по своему усмотрению могут проводить проверку в служебном помещении налогового органа. Несмотря на то что такой вариант избавит проверяемую организацию от длительного присутствия посторонних, он имеет свои минусы. Необходимые для проверки документы нужно доставить в налоговую инспекцию, предварительно пронумеровав по листам и поместив в папки, поскольку по факту их передачи проверяющими оформляется акт приема-возврата документов.
Проверка в служебном помещении налогового органа не означает, что проверяющие не могут получить доступ к территориям и помещениям проверяемого. Осуществлять мероприятия налогового контроля, включая осмотр объектов, используемых в предпринимательской деятельности, проверяющие вправе независимо от места проведения проверки (подп. 1.9 ст. 81 НК, п. 4 Положения).

Как узнать о плановой проверке

Узнать о том, что организацию планирует проверять налоговый орган, можно на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (www.kgk.gov.by), на котором до 15 декабря (15 июня) размещаются полугодовые координационные планы контрольной (надзорной) деятельности (п. 11 Порядка).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Отслеживайте  актуальную информацию: в сформированные координационные¦
¦планы могут быть внесены  изменения в части  сроков  проведения  проверок¦
¦(п. 13 Порядка)                                                          ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Помимо этого проверяемую организацию не позднее 10 рабочих дней до начала плановой проверки должны письменно уведомить о ее проведении. Без предварительного уведомления налоговыми органами проводятся внеплановые выездные проверки.
Уведомление о проведении плановой проверки (далее - уведомление) вручается лично представителю проверяемого субъекта (как правило, руководителю организации) либо направляется почтой. В последнем случае оно будет считаться полученным по истечении трех дней со дня направления независимо от даты фактического получения уведомления (п. 22 Положения).
Пример.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    О  плановой проверке, которая начнется 30.05.2011, организацию должны¦
¦уведомить  не позднее 16.05.2011. Уведомление, направленное почтой, будет¦
¦считаться полученным 16.05.2011, если на оттиске календарного штемпеля на¦
¦почтовом отправлении указана дата 13.05.2011                             ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Уведомление оформляется по утвержденной Советом Министров Республики Беларусь форме, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 N 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510", на фирменном (гербовом) бланке либо заверяется печатью налогового органа. В нем указываются наименования проверяющего налогового органа и проверяемого субъекта, основание, дата начала, период проверки, а также исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (п. 23 Положения).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Получив  уведомление,  в  котором в числе подлежащих проверке указаны¦
¦уже  проверенные  ранее  за  тот же период вопросы, проверяемый обязан до¦
¦начала   проверки   письменно  сообщить  об  этом  в  налоговый  орган  с¦
¦приложением   копии  акта  (справки)  проверки.  Повторно  такие  вопросы¦
¦проверяться не будут (ч. 1 п. 32 Положения)                              ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Субъекты средней или низкой группы риска имеют возможность сузить круг проверяемых налоговым органом вопросов (кроме вопросов правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов). При наличии за подлежащий проверке период или его часть аудиторского заключения с безусловно положительным мнением его копию следует направить налоговому органу до начала проверки (ч. 2 п. 32 Положения).

Сколько времени займет проверка

Как правило, срок проведения выездной проверки организации ограничивается 30 рабочими днями (п. 5 ст. 71 НК, п. 26 Положения).
Вместе с тем проверяющие могут задержаться до 45 рабочих дней. Так, если нужно проверить значительный объем документов, провести большое количество контрольных мероприятий, выездная проверка может быть продлена, но не более чем на 15 рабочих дней (п. 28 Положения).
Помимо этого предусмотрена возможность приостановления проверки при наличии определенных обстоятельств (необходимость восстановления плательщиком документов, направления запроса в компетентные органы, проведения экспертизы и др.) на срок не более трех (в отдельных случаях - не более шести) месяцев (п. 27 Положения). Период приостановления в общий срок проверки не включается: проверяющие должны покинуть территорию организации, а при проведении проверки в служебном помещении налогового органа - вернуть документы.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    С  датами  начала  и  окончания  проверки,  а  также  отметками  о ее¦
¦продлении, приостановлении проверяемый должен быть ознакомлен под роспись¦
¦(п. 1 ст. 71-1 НК, п. 24, ч. 2 п. 27 Положения)                          ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Как отсрочить проверку

Если у организации имеются обстоятельства, препятствующие проведению проверки в запланированные сроки, она вправе инициировать ее перенос. Для этого следует не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления подать в налоговый орган соответствующее заявление с указанием причин. В течение двух рабочих дней налоговый орган примет решение о переносе либо об отказе в переносе срока проведения проверки (п. 31 Положения). При этом по инициативе проверяемого субъекта срок проведения проверки может быть перенесен только один раз.
Чтобы избежать отказа по формальному признаку, нужно использовать право на перенос проверки, строго руководствуясь нормами п. 31 Положения.
Во-первых, заявление о переносе сроков проведения плановой проверки должно быть от имени и за подписью плательщика (его представителя). Заявление, написанное лицом, не уполномоченным в установленном порядке представлять интересы плательщика, налоговый орган вправе не рассматривать.
Во-вторых, заявление должно быть подано не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления. Если этот срок пропущен, писать заявление о переносе проверки не имеет смысла, поскольку в такой ситуации у налоговых органов отсутствуют возможность и право переноса срока проведения плановой проверки в связи с нарушением проверяемым норм п. 31 Положения.
Наконец, следует иметь в виду, что законодательством не определены четкие критерии для удовлетворения просьбы плательщика о переносе сроков проверки: налоговый орган в каждом случае решает индивидуально, является ли указанная в заявлении причина уважительной. Таким образом, если организация хочет отсрочить проверку, целесообразно подготовить документы (копии документов), подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих ее проведению в запланированные сроки.

Как начнется выездная проверка

До того как приступить к проверке, проверяющие (руководитель проверки) обязаны предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (п. 3 ст. 71-1 НК, п. 33 Положения). Исключение составляют проверки, которые начинаются с контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Предписание установленного содержания должно быть оформлено на фирменном (гербовом) бланке или заверено печатью налогового органа (п. 1 ст. 71-1 НК, п. 24 Положения).
Если, придя на проверку, проверяющие не обнаружат плательщика по месту нахождения, они укажут это в предписании и направят его копию плательщику по почте. Через три дня после этого плательщик считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием (п. 4 ст. 71-1 НК).
Следующий шаг проверяющих - внесение сведений в книгу учета проверок. После предъявления работниками налогового органа вышеуказанных документов лицо, ответственное за хранение книги учета проверок, обязано выдать ее проверяющим (п. 5 Правил ведения книги учета проверок, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 N 383).
Однако даже если книга учета проверок не будет представлена проверяющим для внесения сведений, они все равно начнут контрольные мероприятия, зафиксировав факт непредставления книги учета проверок в акте проверки.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Если проверяющие не внесли запись о проведении проверки в книгу учета¦
¦проверок  (при  условии,  что  им  в этом не препятствовали), организация¦
¦вправе инициировать признание проверки незаконной. Для этого в течение 10¦
¦дней  с  начала  проверки  необходимо  подать  соответствующее  заявление¦
¦(жалобу) в вышестоящий налоговый орган. В 10-дневный срок после получения¦
¦заявления  (жалобы) будет принято решение о признании проверки незаконной¦
¦либо   об   отказе   в  признании  проверки  незаконной,  копия  которого¦
¦направляется  проверяемому в течение трех рабочих дней. Решение об отказе¦
¦можно обжаловать в 10-дневный срок в судебном порядке (п. 22 Указа)      ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Какие вопросы и за какой период будут проверять

После предъявления служебного удостоверения, предписания на проведение проверки и внесения сведений в книгу учета проверок проверяющие знакомят субъекта с подлежащими проверке вопросами и уточняют, какими из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись эти вопросы.
Отметим, что в ходе выездной проверки проверяется не только соблюдение налогового законодательства, но и иные вопросы в пределах сфер контроля налоговых органов (в части законодательства о предпринимательстве, лицензировании, порядка ведения кассовых операций и т.д. (сфера контрольной деятельности налоговых органов определена в Перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом)). Применительно к налоговым вопросам проверка может носить комплексный (по всем налогам, сборам) или ограниченный (по отдельным налогам, сборам) характер.
Если окажется, что некоторые из подлежащих проверке вопросов за соответствующий период уже проверены иным контролирующим (надзорным) органом, в предписание вносятся соответствующие изменения, а при полном совпадении проверка прекращается (п. 35 Положения).
В предписании может быть указано несколько проверяемых периодов. Периоды проверок вопросов налогового законодательства (в том числе отдельных налогов) и иных вопросов в пределах сфер контроля налоговых органов могут не совпадать. Дело в том, что по общему правилу период проверки ограничен тремя годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки и истекшим периодом текущего года, однако это не касается проверки соблюдения налогового законодательства (п. 13 Указа). Это означает, что исчисление и уплату налогов, сборов будут проверять за весь не охваченный предыдущей проверкой период, а иные вопросы в пределах компетенции налоговых органов - за три предшествующих и текущий год. При проверке вопросов налогового законодательства проверяемый период определяется с учетом налоговых (отчетных) периодов, установленных по соответствующим налогам, сборам.

Какими методами проводится проверка

В ходе проверки работники налогового органа должны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства (п. 2 ст. 78 НК, п. 37 Положения).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Организация обязана выполнять законные требования налогового органа и¦
¦его  должностных  лиц,  содействовать  проверяющим в проведении проверки,¦
¦обеспечивать  им  возможность  осуществления их прав и обязанностей (п. 8¦
¦Положения)                                                               ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Проверяющие сами выбирают методы и способы проверки с учетом характера деятельности организации и вопросов, подлежащих проверке, исходя из методов и способов, установленных законодательством (п. 36 Положения). Какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены, указывается в акте проверки (п. 60 Положения).
Методы и способы, применяемые налоговыми органами при проведении проверок, определены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 N 88 "О методах и способах проведения проверок налоговыми органами".

      --------------------------------------------------------------¬
      ¦                 Методы проведения проверки                  ¦
      L--T-----------------------------------------------------T-----
         \/                                                    \/
-----------------------------¬   -------------------------------------¬
¦         Фактический        ¦   ¦           Документальный           +---¬
L---------T-------------------   L-------------------------------------   ¦
          \/                                                              ¦
---------------------------------------------------------------------¬    ¦
¦                   Способы проведения проверок                      ¦    ¦
L---T-------------T-----------T-----------T-------------T----------T--    ¦
    \/            \/          \/          \/            \/         \/     ¦
----------¬--------------¬--------¬---------------¬------------¬--------¬ ¦
¦встречны妦осмотр       ¦¦личный ¦¦назначение    ¦¦контрольная¦¦другие ¦ ¦
¦проверки ¦¦территорий,  ¦¦досмотр¦¦инвентаризаци覦закупка,   ¦¦способы¦ ¦
L----------¦помещений и  ¦L--------L---------------¦контрольное¦L-------- ¦
           ¦иных объектов¦                         ¦оформление ¦          ¦
           ¦плательщика  ¦                         ¦заказов    ¦          ¦
           L--------------                         L------------          ¦
                                                                          ¦
         -------------------------------------------T----------------------
         \/                                         \/
-----------------------¬        ------------------------------------------¬
¦       Сплошной       ¦        ¦              Выборочный                 ¦
L----------T------------        L------------------T-----------------------
           \/                                      \/
----------------------------¬ --------------------------------------------¬
¦Анализ всех взаимосвязанных¦ ¦1. Отдельные записи бухгалтерского         ¦
¦финансово-хозяйственных    ¦ ¦(налогового) учета сверяются с первичными  ¦
¦операций и документов,     ¦ ¦документами                                ¦
¦которыми они оформлялись   ¦ L---------------------T----------------------
L----------------------------                       \/
                              --------------------------------------------¬
                              ¦2. Выявляются несоответствия               ¦
                              L---------------------T----------------------
                                                    \/
                              --------------------------------------------¬
                              ¦3. Устанавливаются причины несоответствий  ¦
                              L----------------------T---------------------
                                                     \/
                              --------------------------------------------¬
                              ¦4. Возможно проведение сплошной проверки   ¦
                              ¦по соответствующему вопросу                ¦
                              L--------------------------------------------

Какие проводятся контрольные мероприятия

В ходе проверки работники налогового органа могут осуществлять различные контрольные мероприятия, в том числе:
осматривать территории, помещения, иные используемые в предпринимательской деятельности объекты;
истребовать у плательщика и третьих лиц документы (в том числе проводить встречные проверки);
изымать оригиналы документов;
проводить контрольную закупку, контрольное оформление заказа, контрольный запуск в производство сырья и материалов;
назначать инвентаризацию имущества;
привлекать экспертов, специалистов;
использовать технические средства;
опрашивать представителей плательщика и др.
Остановимся более подробно на отдельных контрольных мероприятиях.
Право доступа на территории и в помещения организации проверяющие получают по факту предъявления служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (п. 1 ст. 74 НК). В присутствии представителей организации они могут осматривать любые объекты, используемые организацией в производственной деятельности. Осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, производится с материально ответственным лицом, а при невозможности его присутствия проверяющие потребуют от руководителя определить для этих целей других работников либо привлекут не менее двух понятых (п. 2 ст. 74 НК).
Вместе с тем проверяющие не имеют права каким бы то ни было образом воздействовать на хозяйственную деятельность организации: препятствовать производственным и иным процессам, отвлекать работников и т.д. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещено. Проверяющие при проведении проверки обязаны соблюдать служебную этику, корректно и внимательно относиться к плательщикам, их представителям, не унижать их чести и достоинства (подп. 1.2 ст. 82 НК, п. 15 Указа, п. 6 Положения).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Не  следует  при  отсутствии  на то законных оснований препятствовать¦
¦доступу  работников  налогового  органа  на  территорию организации или в¦
¦помещения,  используемые  в предпринимательской деятельности. В противном¦
¦случае  проверяющие  составят акт и потребуют его подписать, а при отказе¦
¦сделают в акте соответствующую запись (п. 3 ст. 74 НК).                  ¦
¦    За   действия,   препятствующие  проведению  проверки,  предусмотрена¦
¦административная  ответственность  в  виде  штрафа  в размере от 10 до 50¦
¦базовых величин (ст. 23.2 Кодекса Республики Беларусь об административных¦
¦правонарушениях (далее - КоАП))                                          ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Для проверки должностные лица налогового органа истребуют необходимые им документы (их копии). При этом если бухгалтерский, налоговый учет ведется компьютерным способом, проверяющие вправе требовать заверенные копии документов такого учета на бумажных носителях.
Если в ходе проверки проверяемый не представит какие-либо документы или информацию, проверяющие могут выставить письменное требование (подп. 1.6 ст. 81, подп. 1.6 ст. 22, ст. 75 НК).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Проверяемый  не обязан выполнять требования проверяющих, не связанные¦
¦с  вопросами  проверки.  У  него  вправе запрашивать только те сведения и¦
¦документы,  которые  относятся  к  подлежащим  проверке вопросам (п. 6, 7¦
¦Положения).  Вместе с тем конкретный перечень таких сведений и документов¦
¦законодательно  не  закреплен,  а  значит,  работники  налогового  органа¦
¦определяют  их самостоятельно. Следует помнить, что истребуемые документы¦
¦должны  непосредственно  касаться  вопросов,  указанных  в предписании на¦
¦проверку, и относиться к проверяемым периодам                            ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Непредставление документов бухгалтерского или налогового учета, иных документов (их копий) и сведений для проведения проверки может иметь такие последствия:
привлечение к ответственности должностных лиц плательщика. Непредставление в установленный срок документов и иных сведений по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля влечет административную ответственность в виде штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30-ти базовых величин (п. 3 ст. 75 НК, п. 1 ст. 13.8 КоАП);
приостановление операций по счетам плательщика в банке (подп. 2.3 ст. 53 НК);
изъятие оригиналов документов (при отказе представить заверенные в установленном порядке копии документов или выписки из них) (п. 4 ст. 75, п. 1 ст. 76 НК, п. 40 Положения).
На практике возможны ситуации, когда необходимые для проверки документы утрачены плательщиком по объективным причинам (например, при пожаре, затоплении) либо уничтожены умышленно.
При отсутствии документов проверяющие в соответствии с п. 17 Указа вправе в ходе проверки установить размеры сумм налогов, сборов на основании сведений о движении денежных средств по банковским счетам либо сведений, полученных от третьих лиц, либо расчетным методом, руководствуясь Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 N 426). Как правило, прежде чем использовать указанные методы, проверяющие в письменной форме предлагают восстановить бухгалтерский и налоговый учет, прервав проведение проверки на срок не более трех месяцев.
Необходимые для проверки документы и информацию проверяющие вправе истребовать не только у проверяемого субъекта, но и у государственных органов и иных организаций и физических лиц, обладающих такими документами или сведениями (п. 1 ст. 75, подп. 1.5 ст. 81 НК).
Если нужно, налоговые органы могут привлечь к проверке эксперта или специалиста - не заинтересованных в результатах проверки физических лиц, имеющих специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, иной сфере деятельности. Эксперт привлекается для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов, специалист - для оказания содействия проверяющим или участия в конкретных действиях (ст. 72, 73 НК, п. 2 Положения).
Эксперт по поручению налогового органа проводит исследование представленных ему материалов и сведений, после чего в письменном заключении от своего имени делает выводы о значимых для результатов проверки обстоятельствах. Например, эксперту могут поручить установление подлинности документов, проведение контрольного запуска в производство сырья и материалов, определение соответствия товаров требованиям технических нормативных правовых актов и т.д.
В отличие от эксперта специалист не проводит никаких исследований, а только содействует проверяющим при осуществлении ими контрольных мероприятий (например, оказывает помощь в доступе к компьютерной информации, разъясняет технологию конкретного производства, дает характеристику объектам, принадлежащим плательщику, и т.д.).
В ходе проверки должностные лица налоговых органов могут потребовать от организации провести инвентаризацию имущества (подп. 1.10 ст. 81 НК, п. 4 Положения).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Не   следует  уклоняться  от  инвентаризации,  назначенной  налоговым¦
¦органом  в  ходе проверки: организация обязана обеспечить ее проведение в¦
¦присутствии материально ответственных лиц. В противном случае проверяющие¦
¦могут  провести  инвентаризацию  и  без  участия таких лиц с привлечением¦
¦других работников организации либо понятых (п. 8 Положения)              ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Инвентаризация по решению налогового органа проводится в общеустановленном порядке. Каких-либо специальных правил для этого случая законодательством не установлено (п. 4 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180).
Для сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, проверяющие могут использовать технические средства (аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, сканирование документов, идентификаторы скрытых изображений). Перед применением технических средств проверяющие знакомят проверяемого с таким решением под роспись и впоследствии отмечают это в акте проверки, приобщив полученные материалы и носители информации (подп. 1.13-2 ст. 81 НК, п. 56 - 58 Положения).

Разрешение спорных ситуаций

В отношении проверяемого субъекта действует презумпция добросовестности и невиновности (п. 3 Положения). Это один из основных принципов контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, который выражается в признании проверяемого субъекта невиновным до тех пор, пока его вина в совершении правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном процессуально-исполнительным законодательством.
В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решение должно приниматься в пользу проверяемого субъекта (п. 7 ст. 3 НК, п. 15 Указа). Рекомендации по применению этого принципа содержатся в Письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.02.2010 N 10-11/7, которым, в частности, предусмотрена обязанность проверяющих принимать решения исходя из интересов плательщика в случаях:
наличия пробелов в актах налогового законодательства;
внутренней несогласованности норм акта налогового законодательства;
противоречивых разъяснений компетентных органов.
В спорных ситуациях проверяющие могут письменно обратиться за разъяснениями норм актов законодательства в вышестоящий налоговый либо иной компетентный орган. Нередко в ходе проверок и сами организации представляют полученные по их запросам письменные разъяснения органов госуправления.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Обращение  в государственные органы и иные организации осуществляется¦
¦в   порядке,  установленном  Указом  Президента  Республики  Беларусь  от¦
¦15.10.2007  N 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан¦
¦и юридических лиц"                                                       ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Практика использования письменных разъяснений в процессе проверок неоднозначна: несмотря на то что они содержат официальное мнение компетентного органа относительно толкования той или иной нормы законодательства, статуса нормативного правового акта такие разъяснения не имеют.
По этой причине в спорных ситуациях разъяснения компетентных органов могут быть использованы для обоснования той или иной позиции, однако буквально руководствоваться данными письмами-разъяснениями проверяющие не обязаны и даже не вправе, поскольку результаты проверок должны основываться исключительно на нормах законодательства.
В любом случае проверяющие должны при проверке установить все существенные для принятия законного решения факты и обстоятельства. При оформлении результатов проверки они не вправе отражать факты и данные о деятельности проверяемого субъекта, не подтвержденные документально (п. 2 ст. 78 НК).

Чем закончится проверка

Проверяемая организация обязана обеспечить должностным лицам налогового органа возможность проведения проверки в установленный срок (п. 31 Положения). В свою очередь проверяющие за это время должны провести все контрольные мероприятия, собрать доказательную базу по выявленным нарушениям и после истечения срока проверки покинуть территорию организации.
Осуществление проверяющими контрольных мероприятий позже даты окончания выездной проверки, указанной в предписании, при отсутствии на то законных оснований неправомерно.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Организация  вправе  обжаловать  действия проверяющих, если полагает,¦
¦что  они произведены с нарушением норм, установленных Положением или иным¦
¦актом  законодательства,  либо  нарушают  ее права (п. 78 Положения). При¦
¦этом  проверяемый  должен  быть  готов  подтвердить  это  документами или¦
¦другими доказательствами                                                 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    Что  делать  при  несогласии с доводами проверяющих и актом проверки,¦
¦который уже составлен? Как обжаловать решение по акту проверки? Ответы на¦
¦эти вопросы см.: Иваньков Н. Если вы не согласны с результатами налоговой¦
¦проверки // КонсультантЭкспресс. Аналитика. 2010. N 12                   ¦
L--------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    Подробно  о  сроках  хранения  документов  см.: Замулко М. Составляем¦
¦номенклатуру  дел  организации // КонсультантЭкспресс.  Аналитика.  2010.¦
¦N 12                                                                     ¦
L--------------------------------------------------------------------------

В течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки проверяющие оформят и подпишут акт (а при отсутствии нарушений - справку) проверки по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (п. 1 ст. 78 НК, п. 59 Положения).
Проверка окончена - можно вздохнуть свободно. Повторные проверки (так называемые перепроверки) действующим законодательством запрещены: проверенные работниками налогового органа за определенный период вопросы другие контролирующие (надзорные) органы повторно проверять не вправе, разве что в рамках дополнительных и встречных проверок либо проверок, проводимых по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Национальным банком Республики Беларусь (п. 12 Указа).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦    ПРОВЕРЯЕМОМУ СУБЪЕКТУ                                                ¦
¦    Не  забывайте  об  обязанности  обеспечивать  в течение установленных¦
¦законодательством  сроков  сохранность  документов  бухгалтерского учета,¦
¦учета   доходов   (расходов)  и  иных  объектов  налогообложения,  других¦
¦документов  и  сведений,  необходимых для налогообложения (п. 1.11 ст. 22¦
¦НК).  Напомним,  что сроки хранения многих документов начинают течь после¦
¦проведения    налоговыми    органами   проверки   соблюдения   налогового¦
¦законодательства                                                         ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2011
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"


28.10.2015 - У нас появился Партнер - новый интернет-портал Юридический адрес.by
С 28.10.2015 наша компания сотрудничает с новым интернет-порталом http://juridicheskiy-adres.by. Новый интернет-портал представляет собой базу юридических адресов по г. Минску и Беларуси, а также профессиональные секретарские услуги.
21.09.2015 - Первая группа налоговых консультантов
В рамках реализации проекта Программы развития ООН и Министерства по налогам и сборам «Содействие Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь в создании института налоговых консультантов» планируется подготовка первой группы налоговых консультантов.
18.09.2015 - Успейте продать остатки товаров до 01.01.2016
В связи с тем, что с 1 января 2016 года индивидуальные предприниматели не вправе реализовывать товары, указанные в описи остатков, и обязаны их вывести из предпринимательского оборота, то необходимо как можно скорее позаботиться о реализации таких остатков.
acheter tadalafil 10mg